Кукла — зеркало души ребенка

Непростые это игрушки – куклы. Они, как будто, живут в собственном мире. Дорогу сюда знает каждый ребенок, но лишь немногие взрослые помнят ее. Кукольный мир многообразен, разноцветен и комфортен. Сказочные принцессы ездят в каретах и живут в замках. Куклы-подружки меняют наряды и прически. А монстры-человечки и оловянные солдатики ведут вечный бой. Но почему-то одних кукол через неделю забрасывают в дальний угол, а других бережно хранят и передают детям и внукам. Как кукла становится зеркалом души ребенка?

Психологи утверждают, что в куклы должны играть все дети: и девочки, и мальчики. Именно так малыши получают первые навыки общения. Уже в первые месяцы жизни они вглядываются в кукольное личико, узнавая в нем черты человеческого лица. Если кукла ребенку нравится, он улыбается, тянется к ней ручками, «разговаривает». В это время важно дать детям как можно больший выбор. Пусть в кроватке «живут» и пупсы, и тряпичные простушки, и неваляшки, и матрешки. Главное, чтобы они были позитивные, не перегруженные деталями и безопасные.

После полутора лет ребенок становится активным исследователем мира. С помощью игрушек дети отрабатывают и закрепляют элементарные навыки: их нужно кормить, водить гулять, купать и укладывать спать. На кукле проще научиться завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Любимые куклы и зверюшки проводят с малышом целый день, сопровождая его во всех действиях. Они становятся «тенью» ребенка и первым другом: вместе веселей и кашку кушать, и сказку слушать.

Дальше эмоциональная связь становится прочнее. После трех лет дети наделяют игрушки определенными чертами характера (чаще всего своими собственными) и дают им особые прозвища, имена. Кукольный мир все больше начинает отражать мир, окружающий ребенка. Игровые ситуации становятся сложнее, формируется способность к воспроизведению повседневных действий. Оставаясь наедине, ребенок и куклы могут дружить, а могут и ссориться. Родителям важно ненавязчиво вникнуть в суть игры. Через общение с куклой можно научить детей не только бытовым навыкам, но и преодолению сложных психологических ситуаций.

Вплоть до поступления в школу, когда игры отходят на второй план, куклы остаются для маленького человека методом познания и осмысления мира. Куклам ребенок может пожаловаться, рассказать о своих обидах. Им же он будет делать замечания за плохое поведение, копируя взрослых. На куклах дошколята проходят стадии социализации, имитируя различные общественные процессы.

Взрослые могут обнаружить в некоторых куклах собственные черты. Не стоит отмахиваться от этого факта или делать замечания детям. Наблюдая за игрой с куклами, можно заглянуть в душу ребенка, узнать, что его тревожит, а что, наоборот, радует. Родителям нужно помнить, что маленький человечек не может четко сформулировать свои эмоции. Он выражает их опосредованно, отстраняя от себя, перенося на послушный предмет – куклу.

Игрушки живут одной жизнью со своим маленьким хозяином. Те куклы, которые наиболее соответствуют индивидуальности ребенка, становятся его любимыми.