Современные родители: почему их забота вредит детям

Современные родители читают книги и статьи о воспитании и эмоциональном интеллекте, посещают всевозможные психологические тренинги и общаются с семейными консультантами. Словом, делают все, чтобы найти с детьми общий язык и дать им все самое-самое, в том числе в эмоциональном плане. Но действительно ли это помогает?

Мы считаем себя лучше, чем мамы и папы, которые в лучшем случае читали Спока и Сухомлинского и выписывали журнал «Семья и школа». Но забота о детях порой доходит до абсурда.

Если у вас ребенок-школьник, хорошим тоном считается жаловаться на загруженность и сложность программы. «Мы всей семьей решали задачу по математике», – сетует мама третьеклассницы. И все сочувственно кивают.

Скажете, что сын во втором классе сам делает уроки, засмеют. Лидеры мнений на популярных ресурсах призывают заботиться об эмоциональном комфорте подрастающего поколения любой ценой. «Если ребенок устал, дайте ему отдохнуть, напишите за него реферат (сделайте домашнюю работу по математике, напишите сочинение)» – советует под всеобщие аплодисменты, то есть лайки и репосты, светило науки.

Представляется идиллическая картинка: мама и папа, утомленные работой и домашними делами, обложились учебниками и что-то пишут в тетрадях при свете настольной лампы. А замученный ребенок «отдыхает» за игровой приставкой или чатится с такими же несчастными одноклассниками. А если детей двое или больше и школа не простая, а с каким-нибудь уклоном?

Загруженность детей – миф. Они, конечно, заняты. Но ничуть не больше, чем их сверстники лет 20-30 назад. У меня тоже были одноклассники, которые ночами делали уроки, и однокурсники, которые приходили на экзамены с синяками под глазами, и коллеги, у которых что ни вечер, то аврал и пяти рабочих дней не хватает.

Ответственность родителей – разобраться, почему ребенок не справляется с учебой, и поддержать его попытки исправить ситуацию

Просто есть люди, которые не укладываются в сроки. Но у детей XX века было преимущество – они стремились побыстрее расправиться с домашним заданием, чтобы встретиться с друзьями во дворе. А сегодня главное детское развлечение – гаджеты, которые «пожирают время» и мешают сфокусироваться. Посидел «ВКонтакте», выложил фотографии в Instagram, а тут и родители с работы вернулись. Что делать? Конечно, жаловаться на злых учителей, усталость и головную боль.

Что делает среднестатистический родитель в ответ на стенания ребенка? Нет, он не учит отпрыска основам тайм-менеджмента и не пытается разобраться в причинах неуспеваемости. Он снимает с ребенка ответственность: делает за него или с ним уроки или нанимает репетитора, который поможет получить пятерку.

А что такого? Сейчас у всех репетиторы с первого класса. Я была по обе стороны баррикад: мамой школьников и репетитором. За детей уроки не делала и не собираюсь делать. Потому что все? что связано с учебой? это их зона ответственности. А ответственность родителей – разобраться, почему ребенок не справляется с учебой, и поддержать его попытки исправить ситуацию.

Причины проблем с учебой самые разные, от медицинских до психологических. Медосмотры, визиты к психологу, общение с учителями – все это родительские обязанности, которыми мы зачастую пренебрегаем, предпочитая исправлять видимую часть проблемы (плохие оценки), а не искать и устранять ее причины.

Современные родители: почему их забота вредит детям
Иногда решение простое: в каких-то случаях ребенку нужно ложиться спать в 22:00, чтобы успеваемость вернулась в норму. Когда я была репетитором, при первой встрече спрашивала детей и родителей о цели занятий. Дети чаще молчали. А 9 из 10 родителей мечтали не о том, чтобы ребенок читал Шекспира в оригинале, мог объясниться с иностранцами или, на худой конец, понять, что написано на табличке в отеле, а о хороших школьных оценках. Они готовы были несколько лет подряд платить за пятерки и четверки. Не за знания, а за эти призрачные показатели детской успешности.

Одноклассница старшего сына в выпускных классах занималась с репетиторами по всем предметам, кроме физкультуры. Я спросила ее маму, для чего это нужно, и услышала в ответ: «Наш папа хочет, чтобы дочь окончила школу без троек». Что тут скажешь?

Получается, что вся эта псевдозабота о детях лишь способ потешить родительское самолюбие. Дети растут, и расходы на образование тоже. Несмотря на немалое количество бюджетных мест в вузах, многие выпускники поступают на платные отделения престижных факультетов и не справляются с учебой. Они не привыкли учиться сами.

Работодателям нужны люди, способные принимать решения, обучаться и проявлять инициативу. Эти навыки надо развивать с детства

Индустрия изготовления курсовых и дипломных работ, кажется, по доходности скоро превзойдет торговлю оружием. Однокурсник сына написал блестящую курсовую с источниками на трех языках. Он не полиглот, зачет по английскому сдает не с первого раза. И на вопросы комиссии по тексту курсовой ответить не смог.

Как ни странно, некоторые ребята продолжают заниматься с репетиторами и в вузе. И родители снова жалуются на сложные вузовские программы и на то, что преподаватели не ставят зачеты бесплатно.

Среди родителей студентов я чувствую себя изгоем: слышу, что в вузе, где учится сын, без взяток никак. И стесняюсь признаться, что сын учится на отлично, и никто у него ничего не вымогает. Все равно не поверят. Но самое печальное начинается после окончания вуза. Вчерашним школьникам и студентам приходится работать. Как правило, без помощи мамы, папы и репетитора.

Черствые начальники нагружают бедняжек непосильными задачами, не заботясь о том, что молодые специалисты устают, не справляются и не умеют работать без посторонней помощи. Боссы требуют результата, быстрого и качественного, повышают голос и как только не называют. И совершенно справедливо. Работодателям нужны люди, способные принимать решения, обучаться и проявлять инициативу. Эти навыки надо развивать с детства.